Victor Anatolyevich (shavu) wrote,
Victor Anatolyevich
shavu

Category:

Диагноз: велофобия. Петербург от Копенгагена отстал лет на тридцать

Юлия ДАЛЬСКАЯ, "Санкт-Петербургские ведомости"

Девушки на велосипедах неуверенно смотрят на дорогу – машины на набережной шустро снуют друг за дружкой и уступать пешеходный переход явно не собираются. Наконец велосипедистки проскочили, поехали весело к зеленому островку... Там, в Новой Голландии, проходил фестиваль «За велогород», на котором снова поднимались проблемы развития велодвижения в Петербурге и учили безопасной езде в условиях отсутствия велоинфраструктуры.

Как долго велосипедисты еще будут с опаской выезжать на дорогу, трудно сказать. Программа велосипедизации в городе пока зависла в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. А число любителей покрутить педали за годы «застоя» явно умножилось. Это стало понятно еще на подходе к острову – железные кони далеко до входа тесными рядами свешивались с оград набережной. То и дело спешивались новые посетители.

Многие приехали сюда еще утром в составе стартовавшего с Пионерской площади велопробега. Разрушая стереотип о том, что велосипед – транспорт для молодых, с ветерком прокатились и пенсионеры из «Школы третьего возраста».

На самом острове можно было покататься на тандемах и необычных велосипедах конструктора Игоря Баронаса, починить свой велосипед, узнать больше о безопасных покатушках по городским дорогам. А потом пойти поболеть за спортсменов в гонке вокруг острова на «летучих» фиксах – быстрых велосипедах с одной фиксированной передачей.

Но основную аудиторию собирали специально организованные лекции и дискуссии. Поделиться опытом приехала на фестиваль эксперт по развитию велоинфраструктуры из Копенгагена Луиза Фогель Киелгаст.

Датская столица – один из самых удобных для велосипедистов городов. В Копенгагене 350 километров велодорог, а двухколесным транспортом пользуются 50% населения. Ребятишек учат ездить на велосипедах с раннего детства, причем не просто в парках, а на улицах, объясняя Правила дорожного движения. По словам гостьи, велосипедисты в ее стране... важнее автомобилистов. К такому результату датчане постепенно шли, а вернее, ехали с начала 1980-х годов. До этого город был наводнен машинами, которые часто сбивали велосипедистов. Так что его пришлось специально перестраивать под двухколесный транспорт и проводить кампании, показывающие все его преимущества перед автомобилями.

– Велосипедизация должна оказаться в приоритете государственных программ, – считает Луиза Фогель Киелгаст, оценивая ситуацию в Петербурге. – Еще одна проблема, с которой сталкиваются активисты велодвижения, – статусная: люди считают, что езда на велосипеде – показатель невысокого дохода и низкого положения в обществе. В Копенгагене все ездят на велосипедах. Вам тоже нужно преодолеть этот стереотип. Однажды, когда я ехала на работу, остановилась на светофоре, и рядом на велосипеде оказался наш министр финансов. Это очень важно – политики и люди, занимающее высокое социальное положение, должны подавать пример.

О чиновниках в этот день говорилось немало. Пока «люди со статусом» довольно вяло поддерживают идею велосипедизации Петербурга. Многие посетители в связи с этим подписывали обращение к губернатору с просьбой проложить велодорожки или поставить парковки по указанным адресам – ворох открыток отправят в Смольный. А на импровизированном «круглом столе» активисты и чиновники обсуждали вопросы дальнейшего развития велодвижения в городе.

– Была идея пересадить чиновников и депутатов на велосипеды, – вспоминает депутат Законодательного собрания Ольга Галкина. – Пригласили губернатора и председателей комитетов. Но знаете, что мне сказал Георгий Полтавченко: «Мы, конечно, поддерживаем развитие велоинфраструктуры, работаем в этом направлении. Но как вы думаете, что скажут простые петербуржцы, если они увидят меня на велосипеде? Они скажут: «Вот ненормальный! Делать ему больше нечего».

В связи с этим приводили немало сравнений в пользу Москвы. Месяц назад там, например, запустили первый в стране автоматический велопрокат. Внутри Бульварного кольца установили большое количество стационарных пунктов. За первую неделю ими воспользовались почти 7 тысяч человек. В городе установили более тысячи велопарковок. Провоз двухколесного транспорта в электричках сделали на лето бесплатным. Но главное – появилось несколько длинных велодорожек.

В нашем городе, считают велоактивисты, не хватает людей во власти, которые бы активно продвигали эту идею. К тому же у чиновников хватает фобий...

– Есть боязнь, что из-за интенсивности и качества нашего дорожного движения будет много жертв и травм, – признался советник губернатора Вячеслав Семененко. – Еще одна фобия: ну как же мы ограничим личный транспорт?! Хотя специалисты по транспортным системам говорят: сколько ни иди навстречу личному транспорту, он только все пространство пожирает, а поток становится еще более плотным...

И все же подвижки есть. При Совете по градостроительной деятельности начинает формироваться группа по велосипедным вопросам. Если раньше чиновники открыто выступали против строительства велодорог, то сейчас идея, похоже, приживается и выступать с такими заявлениями становится как минимум не модно.

Сами активисты уже наметили ближайший план действия: будут продвигать на городской уровень «Велошколу» – образовательный проект, в котором всех желающих обучают безопасной езде на велосипеде. А главное, попробуют добиться того, чтобы при губернаторе или профильном комитете появился свой человек – «велосоветник» и развитие велоинфраструктуры пошло быстрее.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10300547@SV_Articles
Tags: Санкт-Петербургские ведомости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments