Victor Anatolyevich (shavu) wrote,
Victor Anatolyevich
shavu

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Памяти журналиста и краеведа

Уже много лет его голос звучал в эфире. Его главная передача не надоедала: "Прогулки по Петербургу". От дома - к дому,от улицы - к улице, от проспекта - к проспекту. Исторический центр, Петергофская дорога, Озерки и Охта...

Виктор Михайлович Бузинов родился в 1934 году в Ленинграде. Выпускник 30-й школы (1953 год выпуска). Окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ. Автор публикаций в журналах, научно-популярных и историко-краеведческих сборниках. Более 35 лет работал на петербургском (ленинградском) радио. За ежедневную радиопередачу "Прогулки по Петербургу" в 1999 году удостоен звания лауреата журналистской премии "Золотое перо" в номинации "Лучшая радиопередача года".

Несмотря на превосходные отзывы, на успех и неизменную популярность, его "прогулки" в последнее время выдавили из "прайм-тайм". Закрыть не посмели, но ходили постоянные слухи что закроют. Не знаю, насколько все это ускорило уход Виктора Михайловича в лучший мир.

Это был, не побоюсь этого слова, великий петербуржец. Человек, который изо дня в день делал свое маленькое дело - и воспитал настоящими патриотами своего города уже не одно поколение петербуржцев. Маленькое дело оказалось большим. Сколько людей он сделал из "жителей города" и "представителей населения" горожанами. А ведь само понятие "гражданин" происходит именно от "горожанин".

Спи спокойно, коллега. Ты до конца выполнил свой долг. Царствие тебе Небесное. Мы постараемся быть достойны твоей памяти - памяти Гражданина Санкт-Петербурга Виктора Бузинова.

UPD: У aneta_spb есть (опубликован) замечательный текст про Виктора Бузинова и его передачу.

И БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ, И СЕРЕНЬКИЙ - ОН ВСЕ РАВНО ПЕТЕРБУРГ

СВЕТЛАНА ГАВРИЛИНА
/ 03.11.2001 /

Город, знакомый каждому жителю нашей страны если не по воспоминаниям об экскурсионных поездках и командировках, то по открыткам, кадрам кинофильмов... Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Ростральные колонны на Стрелке. Город дворов-колодцев, бездействующих фонтанчиков в бедных сквериках, где три-четыре деревца и детская песочница ютятся у глухой стены без окон...

Город новостроек и промзон, где неожиданно за безликими зданиями и сооружениями взору открывается колонна с осыпающейся лепниной, или каменная львиная голова, или ажурный мостик...

Но как в бесконечных делах или в болезнях чувствовать себя ВСЕГДА живущим в городе, а не просто проживающим по конкретному адресу и ездящим по определенному маршруту, лишь иногда вырываясь прогуляться? А ведь именно это чувство нам с нашим порой даже утрированным петербургским патриотизмом помогает жить, питает энергией... Тем, у кого дома или на работе есть радиоточка или трехпрограммник, можно считать, повезло. На "Радио России - Санкт-Петербург" ежедневно по утрам звучит передача "Прогулки по Петербургу".

МЫ ВЫШЛИ ИЗ ДОМА...

Эта передача с бессменным ведущим - писателем Виктором БУЗИНОВЫМ - знакома радиослушателям еще с тех пор, когда она была на городском радио. После событий вокруг "первой кнопки" на некоторое время голос Бузинова исчез из эфира. И вдруг как-то утром меня позвали на кухню: "Слышишь?" И я услышала такое привычное: "Мы с вами находимся на небольшом мостике, на противоположной стороне - здание XIX века постройки..."

Виктор Бузинов "гуляет" по Петербургу не один. У него целая команда чередующихся попутчиков - это историки архитектуры, просто историки, художники, краеведы... "Это и радиослушатели, - подчеркивает Виктор Бузинов, - у меня очень благодарная аудитория, люди привыкли к "прогулкам", они подсказывают мне, что им дает наша передача, чем она интересна, и в том числе подсказывают конкретные адреса, как правило, связанные с их личной судьбой". Так возникли циклы передач, в которых приняли участие дети и внуки архитекторов, создававших красоту Петербурга, потомки домовладельцев, - прогулки по местам Колобовских, Капустинских, Толстовских домов. Очень редко бывают профессиональные экскурсоводы: "с накатанной манерой рассказов о хорошо знакомых им маршрутах". В передаче идет диалог, люди делятся каким-то собственным, ЛИЧНЫМ знанием, эмоциями, оценками... Например, Наталья Перевезенцева - она недавно написала замечательную книгу "Я вышла из дома...", посвященную одной-единственной улице - Пушкинской, историю и жизнь которой описала шаг за шагом, дом за домом. А недавно она же рассказывала в передаче о совсем другой местности - о Сосновой Поляне. Звучали прежние немецкие названия и фамилии вместе с громкими российскими фамилиями, приводились старинные топонимы - там, где сейчас улицы Чекистов да Десантников... И ушедший двадцатый век, сохраненный в людских воспоминаниях о довоенной и послевоенной поре, тоже возвращался, как будто соединившись с блистательными XVIII - XIX. Сейчас только парк по левой стороне трассы вызывает в памяти времена уникальных усадеб, тянувшихся практически непрерывной чередой до Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, а справа промзоны и просто болото...

Пару лет назад двое мистификаторов публично уверили петербуржцев, что изобретено электронное устройство, которое может "отсканировать"... голоса людей из дальних веков, которые-де сохраняются в старинных зданиях и развалинах. В частности, демонстрировали запись "восстановленной" речи самого царя Петра Алексеича... Это был розыгрыш, а вот в бузиновских передачах, кажется, есть какой-то похожий секрет.

РАДОСТЬ ДЛИНОЙ В 12 МИНУТ

То нам рассказывают о том, почему Достоевский селился в угловых квартирах, обязательно с видом на храм. То о хитросплетениях людских судеб, связанных с домами Лидваля. А через пару дней ведущий передачи и вместе с ним слушатели оказываются совсем в другой точке города - у станции Ржевка. Попутчица Бузинова, краевед Наталья Столбова, говорит об ощущаемом здесь налете патриархальности, о том, что земли эти были дарованы стольнику Ржевскому (и что захоронение Ржевских в Александро-Невской лавре - одно из самых старых). Ветер, нарастающий шум вертолета, близость полигона, существующего с XIX века и функционирующего по сей день (а когда нет стрельб осенью, люди грибы тут любят собирать), Бузинов и Столбова переговариваются, переходя через трамвайный путь, через речку Лубья ("Мы на этой речке уже были, когда ходили в Ильинскую слободу". - "Эта церковь была вот там, где магазинчик, парикмахерская и еще что-то". - "А действительно, всей этой площади не хватает какой-то доминанты"...). И Ржевка со строящимся неподалеку восточным полукольцом дороги, с деревянными ветхими домами, со шлагбаумами, с воронами на ветках деревьев, с вертолетным гулом и шумом электричек становится многомерной: в XIX веке - военные поселения при Пороховых заводах (3-я и 4-я роты), сохранился дом командира, сохранились памятники фортификационного искусства, здесь же "Дорога жизни" и памятный знак, времена смешиваются и перекрещиваются, и ты думаешь: "Надо же, как мы невнимательно смотрим вокруг - ведь эта Ржевка и впрямь так интересна!" Двенадцать минут радости и удивления.

Вот еще в чем смысл. Часто жалуются, что дети с окраин не чувствуют себя петербуржцами. Экскурсия в Эрмитаж со школой - как поездка в другой город. А под боком грязь, обшарпанные дома, раздолбанные детские площадки. Скучная окраина, уныние. Не видя красоты и не чувствуя истории, вырастают поколения с психологией "лимитчиков". А Бузинов помогает увидеть, почувствовать. И даже заинтриговать: "Мы заканчиваем нашу прогулку около тех двух зданий, о которых упомянули вначале. В следующий раз мы вернемся сюда". И уже интересно - что это за здания такие, кто их строил, кто в них обитал?

Всего в эфир вышло свыше 500 этих двенадцатиминуток.

ТРАМВАЙ ДЛЯ КРАЕВЕДА ЛУЧШЕ, ЧЕМ МЕТРО

В принципе то, что делает Бузинов, называется словом "краеведение". Сейчас предмет под названием "История Петербурга" преподается в школах. Виктор Михайлович считает очень важным, чтобы эти уроки вели учителя, которые знают город не по учебникам, и еще:

- Эти уроки, по моему мнению, должны проводиться, как говорят художники, "на натуре". Надо приучать юных петербуржцев ходить по городу, вглядываться в его черты, любопытствовать. Я сам очень рано обнаружил в себе это любопытство, метро в моем детстве не было, и я постигал город, катаясь из конца в конец на трамваях, стал читать книги о городе... Краеведение бывает разным - научным, справочным, сейчас вот учебным. Но зачастую - сухим, когда за обилием дат, фамилий, сведений и цитат не увидеть лица и души тех, кто пишет об истории города. Я сторонник краеведения "с человеческим лицом", ведь увиденное, пережитое, прочувствованное в родном городе - это некий заповедный остров, ступать на который никогда не скучно читателю и радиослушателю. Это самое ценное, и становится еще ценнее по прошествии времени... А любви предшествует узнавание, и, знакомясь с городом подробно и внимательно, люди "заражаются" любовью самой высокой пробы...

Неисчерпаемые возможности для открытия музеев под открытым небом, расширение сферы туристско-экскурсионной деятельности, богатейшее поле для разработки таких вариантов организации городского пространства, чтобы оно было гармоничным, многофункциональным, - вот что нагляднейшим образом проистекает из бузиновских рассказов о городе - об Обводном и Лиговке, о Большой и Малой Охте, и о Купчине, и о Гражданке... Потому-то передача в высшей степени современна. Но в "Прогулках по Петербургу" могут рассказываться любопытнейшие вещи про рестораны "Донон" и "Медведь", но названий нынешних кафе, ресторанов, магазинов и фирм вы не услышите. И я прекрасно понимаю Бузинова. Бизнесменам не стоит на него обижаться - ведь, в сущности, открывая для нас заново и Пушкинскую, и Лиговку, и ту же Сосновую Поляну, он повышает престиж этих мест, а кого-то сподвигнет не нестись сломя голову, а выйти несколькими остановками раньше и совершить прогулку, запах листвы опавшей вдохнуть, осмотреться. Заодно и обнаружить: ага, новая кафешка открылась - не зайти ли кофе выпить или пива? И там окажется вполне уютно, и чисто, и вкусно... А какой-нибудь владелец заведения (из тех, которые с интеллектом и каким-никаким образованием) услышит по радио, что арендованная им конура когда-то была подвальным этажом дома, где жили именитые купцы да писатели, глядишь - интерьеры и вывеску стилизует, чтобы завлечь народ, туристов...

"Нет серенького Петербурга, - убежден Виктор Бузинов, - ни в спальных районах, ни в промзонах. В каждом районе есть такая "точка", которая хранит дух минувших времен. Разумеется, из улицы Бакунина в Песках не сделать Малую Садовую, но, может быть, что-то иное. Например, Обводный или проспект Обуховской Обороны - здания заводов и фабрик являются памятниками, но обустроить здесь все так, чтобы глаз радовался, у властей руки не доходят. Вон фабрика Гознака на Фонтанке - сделали так, что любо-дорого смотреть, не скажешь, что это был хмурый дом XIX столетия. В Лигове многокилометровый пустырь, а там были плотина, мыза, дом графа Орлова, огромное хозяйство - вернуть бы все это... Но я могу лишь в своих "Прогулках" вздыхать: смотрите, как здесь может быть прекрасно!"
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=98475787
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments